Город: Дербент
Как помочь детям с гиперактивностью?
Детская гиперактивность - достаточно ясный термин для многих родителей. Дети проявляют чрезмерную активность, не могут усидеть на одном месте, часто вскакивают со своего места во время школьных занятий или в других подобных ситуациях. Подобные нарушения распространены достаточно широко. Однако обычно подобная гиперактивность не имеет патологического характера и вызвана лишь темпераментом ребёнка. В этой статье мы будем говорить именно о тех детях, у которых гиперактивность не болезнь, а вариант нормы, следствие характера.
Такие дети очень плохо воспринимают сложные задания. Им нельзя сказать: «Приберись в комнате», потому что это задание подразумевает множество действий: убери игрушки, сложи в шкаф вещи, застели постель. Поэтому задача родителей в таких случаях, когда они дают ребенку команду, сделать так, чтобы команда была простой и выполнимой в один присест. Сложи портфель, убери кровать и т.д. Любое сложное задание нужно разбить на более простые этапы. И скорее всего, команду придется повторить несколько раз. Когда такие дети чем-то увлечены, их, как правило, очень трудно отвлечь от этого дела. Родители могут обратиться к нему 20 раз, но ребенок словно не слышит их. Поэтому, прежде чем давать ему в такой ситуации какое-то задание, нужно установить с ребенком контакт – заставить его посмотреть на вас - глаза в глаза, сделать с ним несколько простейших действий: поднять ручки, похлопать в ладоши, достать указательным пальчиком кончик носа и т.д.. И только после такого установления контакта дать ребенку команду на выполнение задания.
10 правил помощи гиперактивным детям
1) Установите с ребенком контакт. Общаясь с ребенком, не обращайтесь к потолку, разговаривайте с малышом. Если слов будет недостаточно, дотроньтесь до ребенка, возьмите его на руки, загляните в глаза. Контакту могут помешать игрушка, музыка, работающий телевизор, ругающаяся бабушка, лающая собака.
2) Закон постоянства правил. Устанавливаемые для детей с гиперактивностью правила действуют для всех, но для гиперактивных они значительно важней. Существующие правила поведения должны отличаться постоянством, конкретностью и быть в пределах возможностей самого ребенка. Если сегодня вы не разрешаете ребенку играть с газовой плитой или врываться в ванную, когда там моется бабушка, то и завтра и всегда этого делать нельзя.
3) Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей это важно чрезвычайно. С порядка и безопасности нужно все начинать. Необходимо сделать все, чтобы ребенок не смог взять острый нож или засунуть пальцы в розетку, забраться на высокий шкаф или включить газ. Обеспечение безопасности для гиперактивного ребенка архиважно. В этом плане крайне важным для ребенка будет пример самих родителей.
4) Режим во всем. Частое повторение необходимых действий с гиперактивным ребенком позволяет им усваиваться более прочно, вследствие чего, с течением времени они будут получаться у ребенка все лучше и лучше. Встать в выходной в то же время, что и в будни, кушать в заведенные часы из определенной тарелки, ходить на прогулку в одинаковое время, убирать игрушки в определенный шкаф – все это помогает ребенку лучше адаптироваться в жизни.
5) Правило кулика. Это о кулике, который хвалит свое болото. Часто родители только и делают, что ругают и наказывают своих детей, переставая обращать внимание на то, какие они хорошие и как замечательно у них что-то получается. Ищите хорошие стороны и качества вашего малыша, обращайте внимание на вещи, которые у него хорошо выходят, и не забывайте его за них хвалить.
6) Не победа, а участие. Этот олимпийский принцип важен для гиперактивных детей, как никакой другой. Хвалите его не только за то, что он сделал на «отлично», но и просто за то, что он попытался сделать. Да, он не отмыл тарелку дочиста, но ведь главное, что он старался.
7) Ветер в паруса. Найдите в ребенке такие его особенности, которых нет у других. Известны дети, которые, несмотря на гиперактиность, с молниеносной скоростью собирали пазлы или подметали пол. Выделите то, что ваш ребенок делает особенно хорошо, и поддерживайте его в этом. Обычно именно это доставляет ребенку особенное удовольствие. Создайте условия, чтобы ребенок мог любимую работу выполнять с удовольствием.
8) Избыток энергии? Давайте научимся ее тратить. Создайте ребенку условия, при которых он мог бы скидывать излишки своей энергии – спорт, прогулки, шумные игры.
9) Искусство собираться в поход. Постарайтесь обеспечить безопасность ребенку, когда куда-то собираетесь. Готовьтесь к походу в гости, магазин, на прогулку. Продумайте, что нужно взять с собой, проведите педагогические беседы, проведите инструктаж с ребенком. Если в гостях есть такие же непоседы – подумайте, стоит ли туда идти. Гиперактивные дети очень стимулирующе влияют друг на друга.
10) Папа с мамой тоже люди. Не забывайте иногда давать себе отдых от гиперактивного ребенка. Бабушки, няни, троюродные сестры и дяди, взрослые соседские дети. Все может идти в ход. Используйте любой подходящий случай, чтобы отдохнуть. Не забывайте, вашему малышу нужны спокойные и адекватные папа с мамой.
В заключение хотелось бы отметить: педагогические проблемы можно обсуждать только тогда, когда специалист вам сказал: «Не переживайте, это не болезнь, это характер». Только тогда вам помогут эти 10 правил. Напоследок, несколько вопросов читателям. Узнали ли Вы что-нибудь полезное из нашей статьи? Какие средства борьбы с гиперактивностью у детей можете порекомендовать Вы?